Многоженство в Исламе

  • 27 октября 2017
  • 10218
  • 0

Когда женщина впервые узнает, что ее мужу-мусульманину дозволено иметь не одну, а несколько жен, она оказывается во власти самых разных эмоций. Конечно, ее одолевают ревность, неприятие и страх за свое будущее. Трудно найти женщину, которая спокойно отнесется к тому, что ее супруг может взять в жены еще одну представительницу слабого пола.

Женщина начинает представлять, как ее благоверный говорит чужачке те самые ласковые слова, что говорил ей, проявляет к ней такую же заботу и нежность. Наконец, он может завести от нее детей.

На первый взгляд кажется, что согласие разделить мужчину с другой женщиной – это банальное отсутствие в отношениях любви. На самом деле, многоженство имеет множество положительных сторон, которые его полностью оправдывают. В мире спокойно и счастливо живут миллионы полигамных семей. В этой статье мы подробно расскажем о многоженстве, постараемся «обелить» это явление в глазах женщины.

Многоженство не является запретным ни в одной религии

В первую очередь, необходимо разобраться, как именно появилось многоженство. В отношении Ислама часто звучат обвинения в зарождении этого явления. Многие считают, что именно в мусульманской традиции впервые было разрешено мужчинам вступать в брак с большим количеством женщин. Люди уверены, что до Ислама все религии были моногамными, и лишь приход мусульман увеличил количество разрешенных браков до четырех. В реальности все обстоит иначе. Ислам — единственная религия ниспосланная от Всевышнего Господа, Единого и Единственного Бога, упорядочившая само понятие брака и определившей для полигамии определенные рамки. Многоженство не является запретным ни в одном религиозном учении, но только в Исламе оговорено конкретное максимально допустимое число жен – четыре. До Ислама (имеется ввиду период времени, до начала ниспослания Корана, так как мы знаем, что Ислам существовал еще до создания первого человека, мир ему) многоженство существовало в религиях самых разных народов и количество жен достигало невероятных значений – сотен, а то и тысяч. Никаких ограничений этому процессу не существовало.

Согласно древнему иудейскому преданию, у царя Соломона ( пророка Сулеймана, мир ему) было около 1000 жен. Это убедительное свидетельство того, что многоженство отнюдь не новое понятие, что ему уже тысячи лет. Ислам накладывает ограничение на количество женщин, с которыми мужчина может вступить в брак, а также ставит обязательное условие:

«Если [намереваясь жениться на сиротах, опекаемых вами, и тем самым получая в распоряжение их имущество] вы боитесь [осознаете, почувствуете], что не будете [не сможете быть] справедливы по отношению к ним [по причине того, что нет у них отцов, которые могли бы заступиться за них, тогда не женитесь на них], а женитесь на тех женщинах [из полных семей], что приятны вам (которые вам по душе), — двух, трех или четырех. [Четыре — предельный максимум. У одного мужчины одновременно не может быть больше четырех жен.] А если боитесь вы [благоразумно осознаете], что не будете одинаково справедливы [к ним во всем, то есть в достаточном материальном обеспечении, идентичном жилье, равномерном внимании и отношении], то — [только] на одной или [если нет возможности жениться на свободной женщине] — на рабыне (на подневольной) [тем самым имея возможность сделать ее свободной]. Это [упомянутые три варианта в соответствии с историческими реалиями той или иной эпохи] — наиболее приближенное к благополучной семейной жизни [наиболее оптимальные схемы супружества, в которых минимизирована вероятность ущемления прав женщины]». (Коран 4:9)

Это значит, что вступление в брак с несколькими женщинами допустимо лишь в том случае, если мужчина в состоянии обеспечить всех жен, сделать их жизнь комфортной и безопасной.

Следует сказать, что многоженство вызывает бурные споры, в том числе, и в мусульманском мире. Очень часто можно услышать, что мужчине разрешается брать новую жену лишь в том случае, если первая жена больна, не может родить ребенка, не способна выполнять свои супружеские обязанности. Однако, в Коране ничего не сказано по этому поводу: Аллах не устанавливает причин, являющихся основание для того, чтобы взять вторую жену. В хадисах указано, что единственным и основным условием является равноправное отношение ко всем женам, способность мужчины уделять равное количество времени всем своим женщинам. Причины вступления во второй и последующие браки полностью ложатся на совесть представителя сильного пола.

Единственное условие, указанное в Коране, крайне важно: его важность подчеркивает невероятная жестокость наказания, которое предписано нарушителю этого правила. Как сказал Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха): «Кто имел двух жен, но склоняется к одной из них, тот в Судный день будет тащить за собой часть своего тела». (Абу Давуд, ат-Тирмизи). Этот хадис был назван достоверным шейхом аль-Альбани.

Очевидно, что мужчине крайне сложно выполнить условие справедливого обращения ко всем своим супругам, ведь он должен в равной степени обеспечить их жилищем, одеждой, продовольствием. Не следует забывать, что в мусульманском обществе женщина может не работать и не иметь своих денег. Помимо этого, на мужчину возлагаются моральные обязательства. Если он приобрел что-то одной женщине, он обязан сделать аналогичный подарок и второй. Проведя время с одной супругой, он должен провести столько же времени и с другой. Даже нежность и ласковые слова женщины должны получать в равной степени. Это – огромный труд для мужчины, постоянный контроль своей жизни, постоянные мысли о справедливом или несправедливом отношении к супругам. Истинный мусульманин, боящийся наказания Аллаха, много раз подумает, прежде чем взвалить на себя тяжелую ношу многоженства.

В ходе дискуссий относительно полигамии от сторонников Ислама требуют любить каждую жену одинаково. Но многие видные богословы уверены, что в Коране не содержится требований по одинаковому распределению чувств между всеми женщинами. Такое невозможно на практике: мужчине просто не под силу одинаково относиться ко всем супругам. Одна из женщин все равно вызывать в душе супруга больше теплоты и нежности, ведь человеческому сердцу свойственно выбирать, и невозможно заставить его относиться к кому-то так или иначе. О том, что человек не контролирует собственные чувства, сказано в Коране:

«Вы никогда не сможете быть [во всем и полностью, особенно касательно ваших чувств] справедливы к нескольким женам, даже если очень постараетесь. [То есть вторая семья — нелегкая и крайне ответственная затея пред Творцом, ведь вы должны быть справедливы и беспристрастны во всем. Вы можете постараться быть такими, хотя чувства все равно не поделите пополам: одна будет любимее другой. Но проявлять особую любовь к одной из них в форме более продолжительного времяпровождения или больших материальных затрат вы не имеете права. А за чувства вы не понесете ответа пред Богом.] (Коран 4:129)

У многих сложилось мнение, что эти строки из священной Книги самым непосредственным образом предостерегают мужчин от полигамных отношений. Как бы муж не старался, но абсолютной справедливости в отношениях с женами он достичь не сможет. Но если согласиться с этим мнением, то невозможно объяснить, как может Аллах одновременно позволять мусульманам многоженство и, вместе с тем, запрещать его, предупреждая, что выполнение всех условий полигамии невозможно. Будет правильнее рассматривать эти строки из Корана в соответствии с трактовкой богословов, считающих их обращением прежде всего к чувственной, а не практической стороне человеческих отношений.

Но давайте попробуем ответить, почему многоженство в Исламе разрешено. Полигамия позволяет решить целый ряд проблем:

  • Женщина получает возможность стать матерью в браке, без греха. В соответствии с последними научными исследованиями, практически все страны мира, за исключением Китая, испытывают недостаток мужчин. Свыше тысячелетия назад Пророком Мухаммадом (мир ему) были перечислены основные признаки приближающегося Апокалипсиса, к которым он причислил и преобладание женского населения над мужским. В России смертность мужчин гораздо выше по самым разным причинам. Женщины оказываются в положении матерей-одиночками, или просто не могут завести себе ребенка. При этом, рождение ребенка вне брака является греховным в соответствии с нормами Ислама. Многоженство способно уберечь мусульманку от этого греха.
  • В мире живут миллионы вдов и так называемых «старых дев» — женщин, не сумевших найти себе пару в молодые годы. Во время каких-то катаклизмов, кризисов и войн дисбаланс женского и мужского населения углубляется. Без поддержки мужа вдовам трудно воспитывать и поднимать на ноги детей. В Исламе эта проблема решается с помощью полигамии – мусульманину рекомендуется вступать в брак с женщиной, потерявшей кормильца.
  • Каждый может назвать хоть один случай, когда мужчина развелся с супругой, не имеющей возможности родить ему ребенка из-за медицинских патологий. На усыновление же готова далеко не каждая пара. Если жена оказалась больной или бесплодной – неужели мужчина должен оставлять ее и переходить к другой? Конечно, нет, так как это будет безнравственно.
  • Мужчины полигамны по своей природе из-за особенностей физиологии или темперамента, им недостаточно сексуальных отношений с одной женщиной. Известно, что плотские наслаждения привлекают мужской пол сильнее, чем женский. Если одна женщина не удовлетворяет мужчину, скорее всего, он встанет на греховный путь измен. Многоженство призвано предотвратить это. Нередко бывает и так, что женатый мусульманин влюбляется в другую женщину. Развод с первой супругой причинит ей гораздо больше страданий, чем второй брак мужа.

О пользе терпения

Если в действительности задуматься над тем, что исходит из уст некоторых женщин, то получается, что вы отрицательно относитесь к Всевышнему Аллаху, который разрешил многоженство в Коране, и к Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение), а также к сподвижникам, которые имели не одну жену, ведь среди сподвижников числился и тот, у которого было около 200 жён (не более четырёх одновременно, конечно). Судя по тому, что говорят некоторые женщины, выходит, что Всевышний Аллах, ниспосылая аят (смысл):

«…и женитесь на тех женщинах, что приятны вам – двух, трех или четырёх …» (сура «Ан-Ниса», аят 3),

– и Посланник Аллаха (мир ему и благословение) со сподвижниками, которые женились более чем на одной, вселяли раздор в семьи или жены Пророка (мир ему и благословение) и сподвижников вселяли раздор в семьи и делали больно такой же женщине, как и они, или жены Посланника Аллаха (мир ему и благословение) и сподвижников завоёвывали чужих мужчин разными методами, в т. ч. и методом колдовства и чародейства и т. д. АстагфирулЛах, как же это далеко от истины! Большинство женщин говорят, что не хотели бы, чтобы их мужья взяли в жены кого-либо ещё, т.к. «делить с кем-то своего мужа – это настоящее испытание…» Да, мы с вами в этом согласны, что это испытание, но жены Пророка (мир ему и благословение) и сподвижников достойно прошли и пережили подобное испытание, а ведь в них тоже присутствовала ревность, возможно, и намного сильнее вашей, но они обуздали её путем понимания Ислама и дозволенности мужу брать более одной жены, понимая, что это разрешено Кораном, и осознавая, что если не предписано Создателем и если Он не пожелает, то никто ни на ком не женится, т. к. Всевышний Аллах в Коране говорит: (смысл):

«…Воистину, Аллах решает так, как Он пожелает» (сура «Аль-Маида», аят 1).

В другом аяте сказано (смысл):

«…Аллах вершит то, что пожелает» (сура «Аль-Бакара», аят 253).

Они истинно поняли, что Всевышний ввергает своих рабов в разные испытания, как об этом говорится в Священном Коране: (смысл):

«Мы непременно испытаем вас кое-чем из страха, голода, недостатка в имуществе и людях, и плодах. Обрадуй же терпеливых (Раем), которые, если их постигнет беда, говорят: “Воистину, мы принадлежим Аллаху и, поистине, к Нему мы и вернёмся”. Это те, над которыми благословение от их Господа и милость, и они – на верном пути» (сура «Аль-Бакара», аяты 155–157).

Также Всевышний Аллах сказал: (смысл):

«О вы, которые уверовали! Терпите [тяготы поклонения Аллаху и житейских невзгод], будьте стойки [против врага во время сражений] и бойтесь Аллаха, может быть, вы преуспеете» (сура «Алу Имран», аят 200).

Всевышний Аллах в Коране говорит (смысл):

«Или вы полагали, что войдете в Рай, не испытав подобного тому, что постигло [верующих], живших до вас? Поражали их беды (чрезмерная нищета) и тяготы (болезни), и подвергались они потрясениям (разным бедам, обрушавшимся на них)…» (сура «Аль-Бакара», аят 214).

Восхваляя терпеливых, Всевышний Аллах в Коране сказал (смысл):

«Сердца коих при упоминании имени Аллаха трепещут от страха, которые терпеливы к тому, что их постигает, творят обрядовую молитву и расходуют [на пути Аллаха] из того, что Мы дали им в удел» (сура «Аль-Хадж», аят 35).

Наверное, сёстрам по вере стоит задуматься над аятами Корана и над тем, что выше описано, и изменить свои взгляды на пользу и преимущество многожёнства, а также воздержаться от высказываний, противоречащих Шариату, т. к. это вызывает гнев Всевышнего и может вывести вас из Ислама. И если кто-либо поднимет вопрос многожёнства, описывая его положительные стороны, говоря, что это есть решение многих проблем, или вы встретите того мужчину или женщину, которые уже сделали этот шаг, то не осуждайте их, не сплетничайте про них, а просто поддержите их, покажите, что вы к этому относитесь одобрительно, т. к. это дозволяется Исламом и вы оцениваете их поступок как положительный. Ведь очень часто бывает и так, что совсем посторонние женщины начинают вести разговоры, связанные с многожёнством, в общем, или осуждают ту семью или человека, с которым это случилось, высказывают свое мнение или слова, противоречащие Шариату, даже приводящие к неверию (куфр), ищут недостатки первой жены, сравнивают её со второй, тем самым навлекают на себя гнев Всевышнего, т. к. они забывают о том, что ничего в этом мире не происходит без Его воли и предопределения. Если же у таких женщин спросить, почему вы так высказываетесь, это неправильно, ведь Ислам разрешает многоженство, большинство из них ответят: «Я против Ислама ничего не имею, это просто мое мнение»… «а что, я не имею права так рассуждать?»… «они так сами для себя совершили такое предопределение, если бы не женились, ничего бы не было предопределено» и т. п. И при этом даже не задумываются о том, что их мнение должно совпадать с требованиями Шариата, исходить, соответственно, из норм Ислама, а в противном случае, высказывая свое мнение, не соответствующее шариату, они, сами того не замечая, высказываются против Шариата.

Дозволенность многоженства Pinterest

Конечно, при всех положительных сторонах, полигамия – огромное испытания для представительниц слабого пола. Женская гордость – это не пустой звук, она есть у каждой, этот факт необходимо уважать и считаться с ним. Каждой женщине хочется, чтобы мужчина принадлежал только ей, чтобы она была для него самым любимым и близким человеком. Впрочем, ради Всевышнего многие мусульманки преодолевают свою гордость и вступают в полигамные отношения. Мы познакомились с некоторыми из них.

Айла, 25 лет, вторая жена:

«У меня уже был опыт жизни в браке. Первое замужество оказалось неудачным, мне пришлось развестись с мужем. В нынешний брак я вступала, зная, что мне уготована роль второй жены. Конечно, был определенный страх и сомнения, но все оказалось просто замечательно. Сейчас я чувствую себя по-настоящему счастливой. Я нашла любящего мужа и сестру, которой мне стала первая жена супруга. Этой девочке 18 лет и я прекрасно к ней отношусь. Главное, чтобы супруг относился к вам с уважением. Мой муж купил одинаковые квартиры и первой, и второй жене, он выделяет нам равное содержание. Я живу хорошо и не испытываю нужды».

Гульнара, первая жена мужа, который хочет взять вторую жену:

«Новость о том, что мой супруг собрался вступить во второй брак меня обескуражила. Я к такому повороту событий не была готова и поначалу я думала только об одном – о разводе с ним. Но, вспоминая все хорошее, что у нас было, думая о нашем маленьком сыне, я решила не спешить. Обращение к Аллаху и ежедневные молитвы помогли мне смирить свое сердце, хотя, признаюсь, мне было невероятно трудно. Мне 21 год, второй жене – 19. Жилье у каждой из нас свое, мы друг друга практически не видим. Муж полностью обеспечивает нас материально, уделяет достаточно времени. Но, признаюсь, я так и не смогла воспринимать вторую жену, как сестру».

Айла, 39 лет, первая жена:

«Я вступила в брак в 19 лет, родила мужу трех сыновей. Супруг относился ко мне с большой любовью, ухаживал, заботился. Мой муж отличается статью, красотой, поэтому я понимала, что мое старение может стать для него поводом к тому, чтобы взять вторую жену. И я была к этому готова, главное, чтобы он продолжал относиться ко мне с уважением и обеспечивал в материальном плане. Ведь мой муж вполне мог подать на развод, но он не мог так поступить. Второй жене 23 года, она студентка. В принципе, меня устраивает текущее положение».

Адиля, 20 лет:

«У меня довольно печальная история. В 17 лет я вышла замуж за 37-летнего мужчину. Это была большая любовь, я тогда руководствовалась исключительно чувствами, а не разумом. Для моего мужа я была второй женой, но он пообещал мне развестись с первой супругой, несмотря на наличие в том браке двух детей. Шесть месяцев мы жили в браке, но развода все не было, отношения стали ухудшаться, он стал больше времени проводить в первой семье. Однажды он пришел в мой дом и признался, что считает второй брак ошибкой – он только помог осознать ему, что первая жена для него дороже всего на свете. Так что я советую всем мусульманкам трижды подумать, прежде чем согласиться на роль второй жены».

Очень разные судьбы, очень разные истории, объединяет которых лишь одно – полигамия. Как видим, благополучие в многоженстве зависит от мужчины. Если представитель сильного пола справился с нагрузкой, — то все его женщины довольны. А за проступки и несправедливости по отношению к супругам мужчине предстоит держать ответ перед Аллахом. Но давайте выслушаем и вторую сторону – имама Фархата, одно время имевшего трех жен, но избавившегося от статуса многоженца.

«Аллах разрешает многоженство, полигамные отношения использовал Пророк Мухаммад (мир ему). С этими постулатами никто не спорит. Но у каждой семьи получается по-разному, никто не застрахован от проблем и ошибок. Очевидно, что Всевышний говорит о многоженстве, основываясь на важных причинах, которые были в древнейшие времена, не исчезли они и сейчас. Ведь, с учетом больших физиологических потребностей, мужчина обязательно совершит грех, если не возьмет вторую жену. Кроме того, женщина может быть бесплодной, непослушной, скандальной или капризной.

Я был одновременно женат на трех женщинах, но сегодня у меня одна супруга. Из своего опыта могу сказать, что полигамная семья может быть счастливой только при доброй воле женщин. Если жены ревнуют, ненавидят друг друга – ничего хорошего не получится. У меня получилось именно так. Две супруги устроили «заговор» против другой, всячески ее обижали. В конце концов, я оставил эту женщину, а с двумя «заговорщицами» развелся. Женщина – вот ключ к счастливому браку. Неважно, какой он – полигамный, моногамный. Если жены не относятся друг к другу по-сестрински – счастья не будет».

Мудрость предписания многоженства

Ислам дозволил многоженство, так как в этом есть большая мудрость и польза для людей, даже если это и не очевидно на первый взгляд. Рассмотрим эту мудрость через ситуации, которыми переполнена наша реальность. Мы увидим, как Шариат решает эти ситуации и как сегодняшнее мировое сообщество зачастую поступает в этих случаях.

Видео: вопрос к Ахмаду Дидату о многоженстве

Женщина, американка задает вопрос Ахмаду Дидату касательно многоженства

Оберегание мужчины от прелюбодеяния

Природное естество многих мужчин таково, что одна жена зачастую не может сохранить его целомудрие и поэтому они прибегают к супружеским изменам, что в свою очередь ведет к распространению венерических заболеваний, абортов и увеличению разводов, число которых, например, в России около 50% . Исходя из этого, возникает вопрос: что лучше? Запретить мужчине многоженство, и тем самым подтолкнуть его на удовлетворение своих потребностей запретным путем, либо дозволить ему женится еще на одной женщине?

Защита женщины 

На сегодняшний день мы наблюдаем такую статистику, что количество женщин в мире во многом превосходит количество мужчин. В США, к примеру, соотношение полов 1:4 в пользу женщин. В Советском Союзе это соотношение равнялось 1:5, в Йемене 1:6, а в некоторых округах Китая это соотношение доходит до 1:10, в части стран Африки 1:5. К тому же во всех странах смертность среди мужчин выше, чем среди женщин. Так что же лучше, чтоб все эти женщины оставались вдовами, сохраняли свою девственность до конца жизни, стали причиной внебрачных половых связей, на которые они идут зачастую в надежде на замужество, или же лучше будет разрешить им стать законными, пусть и не единственными, женами и находиться под опекой и обеспечением мужа?

Потомство

Также, одной из мудростей многоженства является увеличение потомства, так как оно является одним из основных факторов процветания нации. Как сказал английский философ Г.Спенсер: «Многожёнство является необходимым для тех народов, в которых погибают мужчины на войне, и на выжившего мужчину была только одна жена. Если же поражает общину война, уничтожая их мужчин, то остаётся много женщин без мужей, и в итоге от этого уменьшается рождаемость в народе. Когда сражаются две группы друг с другом, то война не приносит пользу тому народу, в котором не требуется от женщин, чтобы они рожали, так как народ не в состоянии сопротивляться народу, в котором требуется от женщин, чтобы они рожали им мужчин, посредством многоженства».

Сохранение народа от нечестия и болезней

Нет сомнений в том, что с запретом многоженства, в обществе появляется множество недугов, как физических, так и социальных. Это и распространение разврата, венерических заболеваний, увеличение количества абортов и рост числа беспризорных. Дозволенность же многоженства, способствует излечению общества от этих болезней.
То, что было упомянуто в этой статье это всего лишь малая часть из всех тех мудростей, явных и скрытых, которые содержатся в многоженстве.

Али Каримов
Источник: Исламская цивилизация
12:34 25 октября 2013

Закрыть