Детство настолько влияет на последующие периоды нашей жизни, что, даже если мы этого не замечаем, его отголоски можно найти в наших чувствах, мыслях и поступках.
Осознаем мы это или нет, но наше прошлое в определенной степени влияет на нашу последующую жизнь и поступки. Прошлый опыт вносит свой вклад в наши страхи, волнения, печаль и счастье. Если наш опыт с материальной и духовной стороны положителен, то и его воздействие на нашу сегодняшнюю жизнь будет положительным. Если же, напротив, в прошлом мы пережили стресс, тяготы и негатив, то это может привести к тому, что в сегодняшней повседневной жизни мы будем иметь негативный опыт. Для здорового и спокойного будущего необходимо внимательно относиться к среде, в которой воспитываются дети. Формируя эту среду, необходимо обращать особое внимание на духовность и права ребенка. На сегодняшний день, к сожалению, права детей нарушаются, и человечеству придется дорого заплатить за это ущемление прав детей. Когда люди осознают, что рубят сук, на котором сидят, будет уже слишком поздно.
Давайте взглянем на имеющиеся сегодня проблемы детей. Детское население мира составляет около 2 миллиардов 850 миллионов человек ( но это совершенно неточно), 600 миллионов детей живут за чертой бедности. В развивающихся странах 252 миллиона детей в возрасте от 5 до 14 лет работают. Часть из них используется как дешевая рабочая сила, и работают они в местах повышенного риска. Известно, что сотни тысяч детей работают в очень плохих условиях. Постоянно наблюдается рост числа детей, которые становятся жертвами жестокого обращения, недосмотра, насилия, домогательств, эксплуатации или гибнут в результате употребления наркотиков. Один миллиард сто миллионов детей растут вдали от здоровой домашней среды. 90 миллионов детей живут на улице. Последние пять лет наблюдалось увеличение количества преступлений в отношении детей. Также растет и число детей, которые попадают на скамью подсудимых и находятся в исправительных колониях. В некоторых странах новорожденные дети сразу же после рождения заражаются СПИДом и подобными болезнями.
Права детей детально перечислены в «Конвенции о правах ребенка», которая была подписана многими странами. В Священной Книге и сунне Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) упомянуты такие основополагающие права детей, как удовлетворение их духовных и материальных потребностей, защита от эксплуатации, право на лечение и оздоровление. Несмотря на все конвенции и соглашения, которые подписываются на сегодняшний день, трудности в решении этих вопросов вызывают беспокойство думающих и совестливых людей.
Да, все зависит от совести и духовности, так как к каждому ребенку нельзя приставить по одному полицейскому, врачу, учителю, воспитателю, няне. В периоды, когда дети слабы и не могут постоять за себя, они нуждаются в людях, которые помнят и боятся кары Аллаха и будут заниматься ими, защищать их, с нежностью относиться к ним, растить, лелеять и воспитывать. Неважно, кто это, родители, няня, учитель или простой гражданин, каждый индивид, который занимается детьми, обязательно должен обладать этими качествами. Учитывая ценность, которую религия придает человеку, а также права, которые она предоставляет детям, мы еще глубже понимаем, что именно в них больше всего нуждается человечество. Наличие в нашей истории разного рода заведений – от сиротских приютов до бесплатных столовых – говорит о том, какое значение этому вопросу придавалось в исламской цивилизации.
Коран о детях
Если взглянуть на некоторые аяты Корана, касающиеся детей, то можно привести цитату из суры «Бакара»:
«Матери, желающие довести кормление грудью до конца, должны вскармливать своих детей грудным молоком полных два года. А пропитанием и одеждой их (матерей), согласно обычаю, обеспечивает отец ребенка. Ни на одного человека не возлагается сверх его возможностей… Бойтесь же Аллаха и знайте, что Аллах видит то, что вы совершаете» (Св. Коран, 2:233).
В этом аяте отмечается важность кормления детей в первые два года, которые являются одним из самых важных этапов жизни детей, а также определяются обязанности отца и матери в этом вопросе. В другом же аяте говорится следующее:
«Они [муслимы] будут просить тебя вынести фетву о женщинах. Отвечай: «Аллах возвещает вам Свое решение относительно женщин: положения касательно прав девушек-сирот, на которых вы хотите жениться, не давая того, на что они имеют право, а также слабых беспомощных детей-сирот приведены в этой Книге. Относитесь к сиротам со всей справедливостью. Аллах, несомненно, ведает обо всем, что вы сделали доброго» (Св. Коран, 4:127).
Этот аят говорит о необходимости справедливого отношения особенно к слабым детям и сиротам. Другой аят на эту тему гласит следующее:
«Скажи: «Придите, и я возвещу [вам] то, на что ваш Господь наложил запрет: не поклоняйтесь никому кроме Него (не сотворите ему сотоварища), хорошо относитесь к родителям, не убивайте своих детей, опасаясь бедности, ибо Мы даруем пропитание и вам, и им. Не приближайтесь к мерзким поступкам, явным или сокрытым! Не имея на то права, не убивайте душу, которую Аллах запретил убивать! Все это заповедал вам Аллах, быть может, вы уразумеете» (Св. Коран, 6:151).
Хадисы о детях
Есть много хадисов, которые определяют права детей, указывают на то, что дети имеют право на достойный уровень жизни, которые велят справедливо относиться к ним, обращают внимание на сирот и бездомных детей. Пророк Мухаммад, мир ему, посадил Хасана ибн Али себе на плечи и сказал:
«О, Аллах, я люблю его, и Ты тоже полюби!» (Бухари, Либас, 60).
О своих внуках Хасане и Хусейне Пророк, салаЛлаху аляйхи уас салям, говорил:
«Они два моих базилика в этом мире (которых я целую, и аромат которых вдыхаю) (Бухари, Фазаилус-сахаба, 22; Тирмизи, Манакиб, 30).
Он своим поведением и словами показывал пример всему человечеству, пример того, как нужно вести себя по отношению к детям.
Однажды Пророк поцеловал своего внука Хасана. В это время кто-то заметил следующее:
«У меня десять детей, и до сегодняшнего дня я еще ни разу не поцеловал ни одного из них». В ответ Пророк посмотрел на него и сказал: «Нет милосердия тому, кто сам не милосерден!» (Бухари, Адаб 18; Муслим, Фазаил, 65).
В этом хадисе можно увидеть тяжесть положения того человека, который не милосерден по отношению к детям, которых необходимо воспитывать в атмосфере сострадания, любви, терпимости и внимания. Ребенок, который чувствует нежность и сострадание, сможет так же относиться к другим. И наоборот, не следует ожидать милосердия и терпимости от детей, которые не растут в атмосфере любви или лишены права на внимание.
Посланник Аллаха говорил следующее:
«Тот, кто позаботится о трех дочерях или сестрах, либо двух сестрах или двух дочерях, хорошо воспитает и вырастит их, а затем выдаст замуж, заслужит рай» (Абу Саид, передал Тирмизи).
Однажды Посланник Аллаха соединил пальцы и сказал:
«Я и тот, кто заботится о сироте, как эти два пальца вместе в раю» (Сахл, передал Бухари). Один человек пожаловался Пророку на черствость своего сердца, на что он ответил: «Погладь по голове сироту и накорми бедняка!» (Муснад, 2:263, 383).
Пророк учил соблюдать права детей, помогать детям, которые слабы и бедны, проявлять к ним милосердие, и сам лично следовал этому в своей жизни.
Нужно любить детей, защищать, присматривать и ухаживать за ними и делать это по совести. При этом чрезмерное баловство детей, которые являются своего рода испытанием для нас, выполнение всех их прихотей, превращение их в «машины для потребления», а также отсутствие воспитания могут быть такими же опасными, как и пренебрежение детьми. Сегодня можно видеть, что некоторые родители не могут найти нужное равновесие, их жизнь полностью вращается вокруг детей и их желаний. Родители, которые чрезмерно поощряют эго своего ребенка, в последующем испытывают с ними много проблем, и их дети могут стать для них большой проблемой.
Дети, испытывавшие негативное отношение к себе, которое отложилось у них в подсознании, став взрослыми, возвращаются в этот порочный круг. Негативный опыт, скопившийся в подсознании, даст знать о себе через насилие, гнев и негативное поведение. Если взглянуть на этот вопрос с точки зрения психиатрии, то дети, чьи права нарушаются, имеют личностные проблемы, испытывают поведенческие расстройства, тревожные состояния, злоупотребляют наркотиками, алкоголем, имеют расстройства адаптации и впадают в депрессии. Эти дети в повседневной жизни более раздражительны, нетерпеливы, несчастны, склонны к насилию. В некоторых случаях такие дети замыкаются в себе, они неуверенны в себе, испытывают беспокойство и страх.
Родители не нарушают права своих детей умышленно. Нарушения прав в основном происходят по незнанию, или родители не замечают и не осознают этого. Курение рядом с детьми, неконтролируемый просмотр телепередач, долгие разговоры по мобильному телефону рядом с ними, потребление нездоровой пищи (типа фаст-фуда) и недостаточное грудное вскармливание – все это являет собой нарушение их права на здоровое развитие. Если вы, недостаточно хорошо освещая те или иные вопросы, будете мешать получению детьми хорошего образования; или во время экзаменов, ожидая от них результатов, превышающих их возможности, будете доводить их до стресса; или, сравнивая их с друзьями, будете постоянно напоминать об их недостатках, то это окажет негативное воздействие на образование и воспитание детей.
Будучи исповедующими религию, которая особенно щепетильно относится к правам человека, мы должны продемонстрировать эти религиозные принципы всему человечеству и позволить им вести нас по жизни. Весь мир и особенно дети нуждаются в людях, которые следуют этим истинам в своей жизни
Лучшее, что мы можем дать своим детям
Сказал Аллаh Всевышний (Сура «Ат-Тахрим», Аят 6):
«О те, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от Огня, растопкой которого будут люди и камни».
В этом Аяте мусульманам повелено спасать себя и свои семьи от наказаний в аду, где топливом для огня будут люди и камни, где будут мучить обитателей ада Ангелы, которые не нарушают повелений Аллаhа и выполняют все, что Им приказано.
На вопрос: «Каким образом спасти себя и свою семью?» ученые дали ответ: «Получайте знания и учите близких». Мы обязаны получать минимальные религиозные знания и обучать им тех членов семьи, на которых мы можем повлиять. В этом отношении большая ответственность лежит на родителях при воспитании детей.
Во-первых, необходимо получить самые важные знания – о Создателе и Его Пророках. Это основа нашей Веры. Если у человека неправильные убеждения в этих вопросах, то он – в неверии, поэтому не являются действительными его ритуалы, и он не получит вознаграждение за добрые дела. А также необходимо знать, что повелел Создатель совершать своим рабам и как правильно это выполнять. Сюда входят религиозные ритуалы и знание того, что разрешил и что запретил Всевышний.
Безусловно, необходимо не только получать знания, но и поступать согласно им. При этом важно сохранять в сердце искреннее намерение, то есть соблюдать Законы Бога исключительно ради Всевышнего.
Опытный строитель начинает с крепкого фундамента. Так же и нам необходимо первым делом при воспитании детей уделять внимание приоритетным вопросам: сначала учить основам нашей Веры и выполнению ритуалов, а затем расширять их религиозные знания и помогать им соблюдать Законы Бога с малых лет. Тогда наши дети вырастут богобоязненными и будут счастливыми и в этой жизни, и на Том Свете.
Напоминаем, что за это великое доброе дело – воспитание благочестивых детей – обещано большое вознаграждение. А если родители пренебрегают этим вопросом и не занимаются религиозным воспитанием своих детей, то они ставят под угрозу их будущее и совершают большой грех.
⁉Поэтому спросите себя сейчас: «Соблюдаю ли я повеление Создателя: «Спасайте себя и свои семьи от наказания в аду»?».
Видео для малышей
Обучающие мусульманские видеоролики для малышей!
Все серии можно посмотреть на ютуб канале «Happy Muslim Sofia»
«Капишка-крутышка! Алжанка-хулиганка»
Если мы хотим воспитать наших детей верующими людьми, нам необходимо чётко определить для самих себя, какое значение имеет для нас наша религия? Ислам — это наш образ жизни или «дополнительное приложение»?
Для того, чтобы ваш ребенок мог получить хорошее исламское образование в неисламском обществе, необходимы как минимум, два условия. Во-первых, ему должно быть обеспечено право получать исламские знания от его родителей и родственников. Мы не имеем права перекладывать свою ответственность на других, надеясь на то, что наши малыши почерпнут необходимую информация об Исламе в мусульманских кружках, от других мусульман или в зрелом возрасте. В том случае, если родители сами несерьезно относятся к воспитанию своих детей, обучение детей Исламу в мечете или клубе может не принести желаемых результатов. И тогда исламское образование, вероятнее всего, превратится в пустую формальность и не принесет плодов в будущем…
Во-вторых, очевидно, что однажды ваш ребенок неизбежно столкнется с тем фактом, что он не такой, как остальные немусульманские, дети. Поэтому нам необходимо также помнить о том, что жизнь малыша, живущего в неисламском окружении, очень непроста. И потому мы просто обязаны уделять особое внимание его здоровому духовному развитию и эмоциональному состоянию.